О Кыргызстане

Кыргызстан (официальное название: Кыргызская Республика) расположен в Центральной Азии.

 

Кыргызстан граничит с республиками бывшего Советского Союза: Казахстаном на севере (протяженность 1 113 км), Узбекистаном на западе (протяженность 1 374 км), Таджикистаном на юге (протяженность 972 км) и Китаем на юге и востоке (протяженность 1 049 км).

Столица: Бишкек

Время: GMT+5

Территория: Протянувшись на 900 км с востока на запад и на 425 км с севера на юг, общая площадь Кыргызстана составляет 198,5 тыс. кв. км.

Горы: Кыргызская Республика — горная страна. Девяносто четыре процента территории страны находится на высоте более 1 000 метров над уровнем моря, а около сорока одного процента — на высоте более 3 000 метров. Средняя высота над уровнем моря составляет 2 750 м; самая высокая высота — 7 439 м; самая низкая — 401 м. Самые высокие точки горного массива Тянь-Шань — вершины Памир (7 439 м) и Хан-Тенгри (6 995 м).

Водные ресурсы: 1 923 горных озера и около 40 000 рек и ручьев (река Нарын пересекает большую часть страны перед впадением в Сырдарью на пути к Аральскому морю). Самые крупные озера — Ысык-Коль (6 236 кв. км), Сон-Коль (278 кв. км) и Чатыр-Коль (171 кв. км).

Климат: Климат Кыргызстана континентальный, с небольшим количеством атмосферных осадков. В среднем в году насчитывается 247 солнечных дней. В низменности температура колеблется от -4° / -6°C (21 / 24°F) в январе до 16/24°C (61 / 75°F) в июле. В высокогорных районах температура колеблется от -14° / -20°C (7 / -4°F) в январе до 8 / 12°C (46 / 54°F) в июле.

Туристические сезоны: Джайлоо (высокогорные летние пастбища): Середина мая — начало октября Трекинг / альпинизм: Круглый год Походы на высоте 4 000 м над уровнем моря: конец июня — конец октября Верховая езда: Март — ноябрь (юг), апрель — октябрь (север).

Население: 6,692

Этнические группы: Кыргыз 66,9%, узбек 14,1%, русский 10,7%, дунгане 1,1%, уйгур 1,0%, другие 6,2%.

Религии: Мусульмане 75%, русские православные 20%, другие 5%

Национальная валюта: 1 сом = 100 тыйынов.

Экономика Кыргызстана в основном основана на наличных деньгах.

Электроснабжение: 220 Вольт, 50 Гц

Вода: В городах обычно безопасно пить воду из-под крана, но бутилированная родниковая и минеральная вода доступна по всей стране.

Языки: Кыргызский, русский (официальный). Многие жители столицы говорят по-английски.

 

Природа:

Обширная зеркальная гладь озера Ыссык-Куль обрамлена серебряным ожерельем заснеженных гор.

Горный массив на северной стороне озера называется Терскей Ала-Тоо, а на южной — Кунгей Ала-Тоо, что происходит от слов «терскей» — тенистая сторона и «кунгей» — солнечная сторона. Остатки древних поселений, датируемых 14-15 веками, лежат на дне озера, у Чон Кой-Суу, где сохранились руины нескольких каменных и кирпичных зданий, фундаменты зданий, полы, деревянные перекрытия, заборы и т.д.

Озеро Ыссык-Куль (170 км в длину х 70 км в ширину) и глубиной 695 м считается вторым по величине горным озером в мире после озера Титикака в Южной Америке. Оно расположено высоко в горах на высоте 1 600 м над уровнем моря.

Название «Ыссык-Коль» в переводе с кыргызского означает «горячее озеро», и оно никогда не замерзает. Температура воды колеблется от 24°C до 4°C. Горный и в то же время морской микроклимат создает дикую, уникальную среду. Горы, окружающие озеро, являются приютом для очень редких видов животных (снежный барс, кабарга, кабан и т.д.) и растений, таких как пихта Тянь-Шань. Бурные, стремительные реки, берущие начало с белоснежных ледников, несут свои воды к озеру, наполняя его. Чистая, соленая вода является идеальной питательной средой для множества видов рыб.

Джети-Огуз:  Насладившись озером Ыссык-Куль, вы можете двинуться дальше в горы, где вас ждут внушительные скалы Джети-Огуз, что в переводе с кыргызского означает «семь быков». Они действительно напоминают семь быков, если смотреть на них издалека. Вы узнаете много нового об этих скалах из легенд и рассказов местных жителей. Вы также услышите легенду о любви и в подтверждение увидите скалу «Разбитое сердце». Горный воздух наполнен ароматом травы. На склонах гор созревает смородина. Кусты ивы шелестят под легким ветерком, как будто рассказывая сказку, такую же старую, как эти седые горы. Осенью ветви яблонь прогибаются под тяжестью тяжелых плодов, блестящих в лучах солнца. Это знаменитые яблоки Ыссык-Куль, вкус которых вы никогда не забудете.

Поистине волшебное горное озеро Сон-Коль расположено на высоте 3 016 м над уровнем моря в горном массиве Тянь-Шань.

Глубина озера в самой глубокой точке составляет 13,2 м, длина — 29 км, ширина — 18 км.

С давних времен кочевники из Кочкора, Нарына и Ат-Башы селились здесь на летние пастбища. Вместе со своими семьями они проводят здесь лето, используя для пастбищ берег Сон-Коля. Озеро сияет, как жемчужина, в оправе белоснежной цепи гор. Летом температура воды составляет 11-12°C, с ноября по май озеро сковано льдом.

Здесь не растут деревья и кустарники, но у вас есть уникальная возможность увидеть россыпь эдельвейсов и множество других редких цветов. На берегу Сон-Коля обитают 66 видов водоплавающих птиц — они прилетают сюда в середине мая и остаются до сентября. Водохранилище является уникальным источником для орнитологических научных исследований, особенно для тех, кто изучает уток.

Количество видов достигает 14. На диком берегу обитают многие виды зверей (снежный барс, красный волк, лиса и др.).

Гостеприимные пастухи встретят вас как дорогих гостей в своих юртах. Здесь вы сможете утолить жажду национальным кыргызским напитком — кымызом. Он заквашивается из кобыльего молока с помощью специального оборудования и обладает целебными свойствами. Одна из самых захватывающих возможностей для путешественников в Кыргызстане — это возможность провести ночь в юрте на джайлоо. Жайлоо — это пастбища, где тысячи кыргызских семей до сих пор проводят лето, пасут свои стада и живут так же, как их предки-кочевники тысячи лет назад. В 1930-х годах советская кампания успешно провела де-кочевание кыргызов, и теперь жители страны проводят зиму в не очень-то портативных домах советской постройки. Но каждый апрель и май пастухи загружают свою юрту в грузовик (или устанавливают ее на шатком верху «Лады»), собирают стадо и отправляются в горы. Посетить джайлоо и переночевать в семейной юрте — значит воочию ощутить кочевое прошлое, столь характерное для кыргызского народа. Здесь традиционная кыргызская семья продолжает жить; марш прогресса сметает постоянные зимние дома, но абсолютная изоляция не дает джайлоо застыть во времени. Кыргызское гостеприимство здесь в свободном доступе, а мобильность — король, как это было всегда. Изолированные от урбанизации и развития, джайлоо сохраняют большую природную красоту: чистые горные ручьи, ползучие ледники, кристальные озера и бесконечные просторы травы, которые наполняют глаза и смиряют душу. Это сердце кыргызского опыта. Организуйте пребывание на джайлоо через ТОС «Кочкор», ТОС «Нарын».

Озеро Сары-Челек: У подножия Чаткальского горного хребта, на высоте 1 873 м над уровнем моря, находится одно из самых красивых озер в мире — Сары-Челек. Оно появилось в результате сильного землетрясения. Его сладкая вода настолько прозрачна, что разноцветные камни на дне озера и шныряющие пугливые рыбы видны как на ладони.

Глубина озера составляет 234 м, ширина — 2 280 м, а длина — 7 500 м.

Сары-Челек расположен в центре Национального заповедника. Здесь можно увидеть разнообразную флору и фауну (300 видов растений, 32 вида деревьев, 80 видов кустарников, 38 видов животных и 157 видов птиц). Большую часть заповедника занимают величественные горы, упирающиеся своими заснеженными вершинами в небо. Журчание ручьев звучит как бесконечная мелодия гор.

Ореховые леса Арстанбапа

Горные леса Кыргызстана удивительно красивы и богаты. Есть ли кто-нибудь, кто не слышал о знаменитых ореховых лесах Арстанбапа? Когда-то давно здесь проходили воины Александра Македонского, и некоторые из них увозили понравившиеся им плоды на свою далекую родину, что послужило началом ореховых лесов в Греции.

Сохранившиеся ореховые леса раскинулись на 1100 гектарах. В скалистых ущельях на высоте 2 200 метров над уровнем моря горные реки низвергаются вниз и образуют сказочные водопады. Здесь можно найти маленькие и большие водопады, пещеры и священное озеро, которое хранит свои тайны.

Массивные, 150-200-летние ореховые деревья диаметром 2 метра и высотой 30 метров качаются под дуновением свежего ветерка. Любопытная белка, услышав шаги, осторожно выглядывает из-за деревьев. Этот ландшафт является подходящим местом для размножения многих видов животных и птиц. Согласно легенде, в древние времена здесь жил очень трудолюбивый человек по имени Арстанбап. В то время это место не было таким цветущим оазисом, как сейчас. Арстанбап решил превратить это место в рай, посадив здесь ореховые, персиковые, абрикосовые, сливовые, фисташковые и яблоневые деревья. Сегодня у вас есть уникальная возможность посетить этот райский уголок.

Река Нарын: Бурная и стремительная, самая большая река в стране, Нарын длиной 600 км, безудержно течет по горным ущельям. Свое название она получила от слияния рек Большой и Малый Нарын в 44 км. от самого Нарына, в местечке Эки-Нарын, на высоте 2 250 м над уровнем моря. Сама природа создала здесь оригинальный зеленый оазис с роскошной растительностью, который притягивает внимание туристов как магнит.

Третье по величине озеро Кыргызстана Чатыр-Куль (ширина 11 км, длина 23 км, глубина 19 м) расположено на западной окраине долины Ак-Сай между хребтами Ат-Башы и Торугарт-Тоо на высоте 3 520 м над уровнем моря. В окрестностях озера обитает множество видов животных: красный сурок, горные козлы и снежные барсы.

Летом озеро превращается в настоящую «птичью колонию». Сюда слетаются горные гуси и утки. В каньонах бурных рек обитают косули, куницы, рыси, кабаны и дикобразы. В хвойных лесах заповедника Каратал-Джапар можно встретить бурого медведя, козла и снежного барса. После путешествия по заповедникам можно отправиться дальше в Китай, отдохнув в уютных домиках и юртах местных пансионатов.

Культура:

В Кыргызстане процветает множество разнообразных культур, но традиционная «кыргызская» культура является преобладающей. Эта культура наиболее сосредоточена в сельских районах, особенно в Нарыне. Кыргызская культура — это кочевой, племенной образ жизни, богатый сезонными традициями, и в отличие от соседних обществ, она была полностью переносимой. Таким образом, историческая архитектура в суровой сельской местности — это не здания, а переходящие, автономные сообщества с передвижными домами, называемыми юртами. Традиционная жизнь — это простой, но тяжелый труд, связанный с животноводством, где в первую очередь ценится верность расширенной семье и клану, а также почтение к мужчинам и старейшинам. Кыргызстан — скромная, консервативная культура, но в отличие от остальной части Центральной Азии следует религиозному исламу лишь слегка и, несмотря на относительную географическую и экономическую изоляцию, открыт для принятия и сосуществования с иностранными идеями и культурами. Тихая, мирная кыргызская культура составляет около 5 миллионов жителей во всем мире.

Традиции кочевников

В кыргызской культуре традиционно ценятся те занятия, которые не требуют особого оборудования и могут заполнить пустые часы между дневными хлопотами и заходом солнца (сейчас это место чаще всего заполняет телевизор).

Посещение джайлоо может стать самым захватывающим событием в любом путешествии по Кыргызстану. В джайлоо удивительно красивые пейзажи и особая атмосфера, которая мало изменилась за многие века. Здесь сохранились традиции кочевой жизни — целые семьи живут вместе в переносных жилищах, называемых юртами («боз уй» по-кыргызски), пасут скот на широких пастбищах, поют песни и играют в игры, в которые играли многие поколения пастухов.

В кыргызском языке «джайлоо» означает высокогорное летнее пастбище, обычно на высоте 2500-3000 метров над уровнем моря. Отличительной особенностью летней жизни на джайлоо является сама юрта, верхнее вентиляционное отверстие которой, тундук, изображено на кыргызском флаге. Усовершенствованная за века кочевой жизни, боз уй легко строится, разбирается и переносится. Внутри юрты тепло зимой и прохладно летом, недаром кыргызы используют ее с древних времен. По желанию посетителей гостеприимная кыргызская семья может организовать демонстрацию процесса возведения боз-уй, включая объяснение каждой детали и описание сырья, из которого изготовлена конструкция. Внутри и снаружи юрта полностью сделана вручную — даже стабилизирующие веревки плетутся из кожи или ткутся из шерсти. С помощью местных мастериц туристы могут попробовать свои силы в изготовлении кыргызских войлочных ковров — шырдаков, которые покрывают пол юрты, украшая свои творения по собственному вкусу.

Пребывание в джайлоо погружает посетителей в природную среду и атмосферу кочевого образа жизни, который испокон веков ведут кыргызы. Как и подобает более спокойному ритму жизни джайлоо, мероприятия здесь гибкие. Как вы будете исследовать окружающие нетронутые уголки природы? Верхом на лошади, в поисках петроглифов и наскальных рисунков? Или отправитесь в поход к водопадам, стремительным горным рекам и бурлящим потокам чистой родниковой воды? Может быть, карабкаться по небольшим ледникам? Вечером подкрепите силы для нового дня ужином у костра в окружении чистого воздуха и звуков нетронутой горной экосистемы, а ночь проведите в юрте под звездным небом.

Важно отметить, что путешествие в джайлоо — это золотая возможность для ответственного туризма. Практически все элементы туристического опыта предлагаются местными поставщиками услуг (юрты, палатки, лошади, еда, местные англоговорящие гиды и т.д.). В результате качество и разумность гарантированы, а доходы от туризма остаются в сельских общинах.

Эпос Манас

Великая эпическая поэма «Манас» содержит более миллиона строк, она в 20 раз длиннее «Одиссеи» и «Илиады» вместе взятых и в 2,5 раза длиннее «Махабхараты». Взяв за основу всю историю кыргызского народа, начиная примерно с X века, эпос представляет собой описание доблестных подвигов главного героя Манаса, сражающегося с варварскими ордами, чтобы создать родину для своего народа. Перед тем как быть убитым в триумфальной последней битве, он женится на мудрой Каныкей, дочери самаркандского хана. В продолжениях повествуется о подвигах их сына Семетея и его сына Сейтека. Попутно эпос обходит красочные описания повседневной жизни с ее традициями, обычаями, праздниками и похоронами. Манасчи — традиционный профессиональный рассказчик манасских историй. Уважаемый бард всегда был желанным гостем в любом доме. Многие из наиболее уважаемых исторических личностей Кыргызстана, такие как Токтогул (известный по городу, водохранилищу и улице в Бишкеке), были манасчи. Пение манаса идеально подходило к различным ситуациям и является основой самовосприятия кыргызов.

Музыка

Кыргызстанцы высоко ценят музыку. На большинстве застолий между блюдами делается перерыв для пения, когда гости по очереди исполняют традиционные мелодии. Глухота не является препятствием, и вклад иностранцев будет оценен по достоинству. Инструментальное сопровождение также имеет сильную традицию. Загадки, пословицы и прибаутки также занимают важное место в сердцах народа.

Самый важный кыргызский инструмент — комуз, трехструнный грушевидный предмет, сделанный, как правило, из абрикосового дерева. Струны исторически изготавливались из овечьей кишки. Комуз имеет тихое, приятное звучание, хотя стали появляться и странные, электрифицированные версии. Умение играть на комузе пользуется всеобщим уважением, хотя важность настройки перед игрой, похоже, признается не так широко.

Чоор  — это духовой инструмент длиной 40-100 см с 0-4 отверстиями. Он может быть сделан из тростника, жимолости, меди или других материалов и имеет носовой, жужжащий тон. Также широко распространена глиняная окарина в форме шара с тремя отверстиями, называемая чопо чор («глиняная труба»).

Ооз коомуз  («ротовой комуз») — это маленькая ротовая арфа, сделанная из железа, латуни, бронзы или меди. Звучание происходит от удара маленького металлического зубца, а обертоны создаются за счет положения губ, рта и зубов игрока. Он очень похож на немецкий маультроммель, испанский беримбао, американскую еврейскую арфу и еще около 800 инструментов по всему миру.

Праздники и торжества.

Нооруз (Новый год)

Нооруз — это мусульманский Новый год и самый широко отмечаемый праздник в Кыргызстане. Он отмечается 21 марта уже более 2 000 лет. К этому дню готовятся очень тщательно. Люди покупают или шьют новую одежду, возводят боз-уй и украшают его можжевельником, чтобы сделать его как можно более привлекательным. В Бишкеке кульминацией колоссальных празднеств является игра в улак тартыш (см. ниже), а в каждом городе и селе страны проходят менее масштабные, но не менее оживленные торжества. Принять участие в Ноорузе, который проводится в мусульманских странах по всему миру, — большая честь.

Уйлонуу тои (свадебный пир)

Перед свадьбой родители молодой пары готовят для них одежду. Мать невесты, невестки и друзья ставят белую юрту. Жених и его друзья приезжают, чтобы забрать невесту. По традиции мать и невестка невесты поют кошок (причитания по поводу ее отъезда) и прощаются друг с другом. Невестки сопровождают невесту в дом жениха, где начинается свадебное веселье.

Бешик тои (Праздник колыбели)

Этот праздник отмечается в честь первого дня пребывания ребенка в колыбели в течение недели после его рождения. Бешик — это деревянная колыбель, в которую пеленают ребенка, пока он не начнет ходить. Исторически кыргызы делали очень простые бешики, соответствующие их кочевому образу жизни. Из пучка сухой ивы толщиной в предплечье делают две дуги, в основаниях которых проделывают отверстия. В эти отверстия вставляются палки, а между палками натягивается плетеная веревка. Внутри расстилают матрас.

Джентек той (Праздник рождения)

Новоиспеченные родители показывают свое счастье, угощая соседей, и знаком уважения является угощение сари-май (желтое масло). Сначала его кладут в рот ребенку, а затем самому старшему в доме. Для этого праздника sary mai хранится в желудке зарезанного ягненка, овцы или теленка. Чтобы почтить младенца, гости приносят одежду, животных или еду. Родственники предлагают телят, овец или ягнят. Они также могут подарить шырдак (ковер) или лошадиную шкуру.

Национальные игры

Кыргызстанцы обычно проводят свои национальные игры в дни государственных праздников и на пирах. Существует множество традиционных конных игр.

Улак Тартыш

Эта игра проводится между двумя командами от 6 до 10 всадников, цель которых — забросить тушу козла в ворота противоположной команды. Игра становится очень жесткой, и сила, необходимая для того, чтобы прорвать оборону и забросить 20-килограммовую тушу в ворота, просто устрашающая. Сборная Кыргызстана регулярно выигрывает чемпионат мира (хотя улак — это в основном центральноазиатская игра, у России и Индии есть свои команды, а Германия и Япония подали прошение о проведении игры в 2004 году).

Кыз-Кумай

Это состязание между юношей и девушкой, оба верхом на лошади. Цель игры заключается в том, чтобы мужчина попытался обогнать женщину. Женщине дают более быструю лошадь и преимущество в 5-10 секунд. Только после этого молодой человек может начать преследование. Если он догонит ее, то будет вознагражден поцелуем в лицо. Если он не догоняет ее, то женщина бьет его плетью.

Упай 

Упай («счет») — детская игра, в которую играют с чуко (овечьи кости) на ровной земле. В чем-то похожая на западную игру в шарики, она заключается в том, чтобы сбить как можно больше чуко, бросая утяжеленный чуко или большой камень с расстояния. Каждые 3 выбитых чуко составляют один набор, называемый упай или басым. Цель — набрать как можно больше апаев.

Кыргызстанцы играют во многие другие игры: ат-чабыш (скачки), джамби атмай (стрельба из лука), курош (борьба), оодарыш (борьба на лошадях), тийин энмей (подбирание монеты с земли на полном скаку), нарды (упрощенная версия нард), ордо (захват царского дворца — игра с костями животных («альчик»).

Национальная кухня 

В Кыргызстане проживает более 80 различных культур и национальностей. Неудивительно, что многонациональная среда страны повлияла на разнообразие национальных кухонь и напитков, в частности, на кыргызскую, русскую, дунганскую, узбекскую и корейскую традиции. В кыргызской кухне много мяса, молока и хлеба и мало специй. Это в меньшей степени относится к дунганским и уйгурским блюдам. Каждая трапеза заканчивается «оомин» — движением, напоминающим умывание лица, в котором выражается благодарность Богу.

Беш бармак.

Для кыргызов беш-бармак — это не просто обычная еда, а церемония со своими традициями и обычаями. Целого барана разделывают и варят в казане (железном горшке), пока суп из этого горшка не будет готов к употреблению, а кости с мясом — к раздаче. Блюдо (вареные куски мяса с домашней лапшой) едят пальцами (беш бармак по-кыргызски означает «пять пальцев»). После бешбармака лучшим блюдом для почетного гостя является плов. Плов обычно подается в виде огромного кургана риса с луком и морковью, а сверху — куски вареного мяса. Среди других основных блюд — манты (пельмени величиной с кулак, приготовленные на пару, с начинкой из баранины и лука), лагман (дунганское блюдо из толстой домашней лапши в относительно остром соусе, с капустой, луком и помидорами), чучпара или пельмени (маленькие пельмени с начинкой из лука, куурдак (кусочки жареной баранины или говядины с луком и специями, подаваемые на тарелке, украшенной зеленью), шорпо (суп с картофелем, овощами и большим куском баранины на кости). Гостям также предлагают различные закуски, такие как куйрук-бур (кусочек сала из бараньего хвоста и кусочек печени этого барана, подаваемые вместе со специями или шашлык — копченый шашлык из баранины (или говядины, курицы, печени или различных рыб), подаваемый с луком в уксусе.

Среди разнообразия напитков следует отдельно упомянуть один. Кымыз — самый популярный напиток на джайлоо, приготовленный из перебродившего кобыльего молока. Бозо — густой напиток из перебродившего проса, слегка газированный, пьют его в основном зимой. Джарма — напиток из перебродившего ячменя, который пьют в основном летом.

История:

«2200 лет кыргызского народа». Так гласят надписи по всей стране, призывающие к национальному единству этой молодой многонациональной поликультурной республики. Эта цифра подкреплена более вескими доказательствами, чем «3000 лет Оша» или «1000 лет Манаса», но происхождение кыргызского народа далеко не однозначно. В китайском тексте II века до н.э. (до нашей эры) кратко упоминается племя, жившее в верховьях реки Енисей в Сибири, которое считается предками современных кыргызов. Они начали двигаться на юг по неизвестным причинам в неизвестное время и, вероятно, завершили свою миграцию к 12 веку н.э. (общая эра). Эти предки кыргызов были светлокожими, рыжеволосыми и зеленоглазыми, что показывает: а) как долго длится 2200 лет и б) что случайные заявления кыргызов о близком родстве с коренными американцами через сухопутный мост через Берингов пролив не имеют под собой большой воды.

Когда они достигли современного Кыргызстана, эти бледнолицые кыргызы прибыли в место, где люди жили, вероятно, 25 000 лет назад, и имели сложную человеческую историю, описанную ниже, и восходящую к скифам или сакам, которые вошли в историю в 8 веке до нашей эры. Саки были первыми кочевыми императорами Центральной Азии, хотя за ними последовали многие другие. Зародившись на западе, скифы были потеснены персами на восток и в конце концов обосновались в Ферганской и Чуйской долинах. В течение следующих столетий скифы исчезли, вытесненные и поглощенные Кушанской империей, которая в период своего расцвета простиралась от Индии до Аральского моря.

 

Кратким, но все еще широко обсуждаемым событием стало пришествие Александра Македонского. В 320-х годах до н.э. Александр Македонский, бывший ученик Аристотеля, прошел по всей Центральной Азии. Хотя его точный маршрут по территории современного Кыргызстана неизвестен, местные жители с удовольствием утверждают, что тот или иной город (обычно Ош или Джалалабат) был результатом его экспедиции. Александр умер в 323 году до н.э. в Вавилоне, и македонское присутствие в Кыргызстане уже не вернется.

 

Китайцы к этому времени уже тысячи лет укрепляли свои великие династии на востоке. В 138 году до н.э. Чжан Цянь, китайский полководец, искавший лошадей, не уступающих монгольским кочевникам, уже доставлявшим беспокойство на северном фланге империи, проник на запад Евразии до Ферганской долины. Небесные кони Ферганы были легендарны своей скоростью и потением крови. Последнее, как оказалось, не было следствием первого; виновником, вероятно, был кожный паразит. Тем не менее, не падая духом, Чжан осознал возможности торговли, и Великий шелковый путь был создан.

 

Великий шелковый путь: Великий шелковый путь был не одним маршрутом, а сетью караванных троп. Центр Азии — это колоссальное месиво из запретных гор, смертоносных пустынь и пугающих расстояний, населенное в то время достаточным количеством враждующих племен, чтобы отпугнуть всех, кроме самых предприимчивых купцов. Но после миссии Чжана жажда экзотических товаров начала одерживать верх над логистическими препятствиями. Караваны верблюдов и лошадей начали пробираться на запад из Лояна, расположенного к югу от Пекина, и на восток из таких западных конечных пунктов, как Антиохия (Антакья в современной Турции) и Константинополь на Дарданеллах. Почти все основные дороги в сегодняшнем Кыргызстане были коридорами Великого шелкового пути. Товары ввозились через Ферганскую и Таласскую долины и вывозились через перевал Торугарт и другой, ныне не используемый, перевал на западе.

 

Великий шелковый путь сделал многое для обогащения посредников Центральной Азии, города росли и богатели, но еще много лет средняя часть Азии была наиболее известна внешнему миру благодаря десяткам свирепых воинственных племен, которые она породила. Самые известные из них пришли с Алтайских гор, из южной Монголии и северного Синьцзяна, но каждое из них неизбежно использовало Центральную Азию как ступеньку на пути к вторжению в европейские учебники истории. Первыми были гунны, которые появились в степях до 400 года нашей эры и в конечном итоге пошли на Рим. Гунны властвовали в Центральной Азии (и многих других местах) до 560 года, когда их преемники с Алтая, тюрки, разгромили их в битве при Таласе.

 

Тюрки, как и гунны, были кочевниками. Их западное ханство, вероятно, располагалось в Чуйской долине на севере Кыргызстана, где они столкнулись с согдийцами, оседлым земледельческим племенем иранского происхождения, основавшим, в частности, Навекат, ныне село Красная Речка Чуйской области, и Джуль, предшественник Бишкека. Как ни странно, кочевые тюрки и оседлые согдийцы прекрасно уживались друг с другом, и культуры постепенно стали единой. Современный кыргызский язык является тюркским языком, как и узбекский, туркменский, казахский, уйгурский, татарский, азербайджанский и турецкий (таджикский — персидский по происхождению, больше похож на фарси, а дунганский — китайского происхождения).

 

До этого момента Центральная Азия была религиозным коллажем. Буддийские пещеры можно найти недалеко от Бишкека, а свидетельства зороастрийской и менее организованной религиозной деятельности были обнаружены по всему региону. Но после смерти пророка Мухаммеда арабские армии хлынули с Ближнего Востока во всех направлениях. Из Багдада армия направилась на восток, принеся с собой ислам. От Мерва на территории современного Туркменистана в 651 году до Ферганы в 715 году арабы неустанно продвигались на восток. Союзные турки и согдийцы остановили их продвижение здесь и изгнали захватчиков из Ферганской долины. Воспользовавшись моментом, китайцы вторглись в Фергану с востока, и тогда местные согдийцы и тюрки оставили в прошлом свои споры, резко вступили в союз с арабами и уничтожили китайские армии в очередной битве при Таласе в 751 году.

После того, как Талас на 2-й минуте пребывания под солнцем, династия Саманидов оттеснила арабов дальше на запад и создала собственную империю, центром которой стал великий центр образования в Бухаре, Узбекистан, который породил некоторых величайших мыслителей того времени, в первую очередь, врача Абу Али ибн-Сину, или Авиценну. В 10 веке Караханиды сменили Саманидов, но великие города Узбекистана продолжали развиваться. Дальше на восток, в Кыргызстане, Караханиды завершили обращение кыргызов в ислам и правили из Баласагуна (Бурана, близ Токмока) и Мавараннахра (Озгона, близ Оша). Великий шелковый путь процветал. В XI веке другая тюркская группа, сельджуки, разгромила Караханидов, которые были заняты Газневидами, конкурентами, обратившими Северную Индию в ислам. Сельджуки создали еще одну огромную империю со столицей в Мерве, Туркменистан, который был известен как «Мерв, королева мира». Кыргызстан развивался относительно мирно как восточная провинция сельджуков, оставаясь незащищенным до тех пор, пока монголы не пронеслись через него на пути к самой большой, самой страшной империи кочевников.

Где-то в этом бурном плавильном котле кочевников, земледельцев и эфемерных империй появились кыргызы, двинувшиеся на юг. Многовековая неопределенность даты их прибытия означает, что они могли прибыть во время любого из царствований, но, вероятно, до того, как прибытие Чингизхана вынудило бы к бегству (или резне). Ближайшими родственниками современных кыргызов являются казахи, а тюркские народы до сих пор живут разрозненными общинами по всему предполагаемому пути кыргызов, возвращаясь к своим сибирским истокам.

В 1219 году монголы, как и гунны и тюрки до них, вышли из Алтайских гор с армией в 200 000 человек под предводительством Дженгиз-хана, уничтожив все, что сопротивлялось их наступлению. Кыргызы, после того как они долго сопротивлялись и были почти уничтожены, присоединились к армии в качестве наемников. После смерти Дженгизхана в 1227 году его второй сын, Чагатай, захватил половину империи, в которую входил Кыргызстан. Вопреки западным стереотипам, монголы позволяли подвластным народам процветать под их защитой, и кыргызы, по-прежнему кочевые, оправились от первоначального монгольского натиска.

Следующим в параде завоевателей был Тамерлан, производное от «Тимур Хромой», из окрестностей Самарканда в Узбекистане. Тамерлан явно взял Дженгиз-хана за образец для подражания, хотя его подражание резне монголов было более верным, чем его последующая империя, которой не хватало изящества монголов. Как всегда, Кыргызстан был составной частью его большой империи, которая в 1395 году располагалась в Самарканде и простиралась от Индии до Кавказа и границы Китая. Род Тамерлана продолжился через его внука, Улуг-бека, который умер в 1449 году. Его прапрапраправнуком был Бабур, который правил из Оша, пока не был изгнан на юг и не основал Могольскую империю в Северной Индии в 1526 году.

Комплекс Таш-Рабат — это историко-культурная территория, включающая два самых древних памятника: караван-сарай Таш-Рабат и место древних поселений Кошой-Коргон. Караван-сарай Таш-Рабат — один из немногих, хорошо сохранившихся памятников средневековья.

Он расположен на высоте более 3 000 метров над уровнем моря в живописном ущелье Кара-Куюн, в 60 км от села Ат-Баши и в 90 км от Нарына.

Таш-Рабат был построен в XV веке на древнем торговом пути из Центральной Азии в Китай и был местом отдыха купцов, послов, путешественников и других странников. Это самое большое каменное сооружение среднеазиатской архитектуры той эпохи. Оно примечательно не только своими размерами и строительными материалами, но и особой планировкой, основанной на идеальной симметрии. Затерянный среди первобытной дикой природы, вдали от населенных пунктов, караван-сарай выглядит неброским, монументальным и неприступным.

В 12 км от Ат-Баши находится городище Кошой-Коргон. Это развалины города-крепости 7-10 веков, который находился на караванном торговом пути и был местом штаб-квартиры тюркских ханов.

Саймалуу Таш: Десятки гектаров занимает Каменная галерея с десятками тысяч черно-белых наскальных рисунков в верховьях урочища Саймалуу-Таш, датируемых II в. до н. э. — VIII в. н. э. Галерея находится в 30 км к югу от Казармана. Поражает разнообразие сюжетов картин: изображения животных и людей, сцены охоты, ритуальные символы, сражения и труд. На окраине Казармана сохранились руины древних поселений, напоминающие города 10-12 веков. Памятники эпохи саков и усуней представлены разбросанными вокруг курганами высотой 3-5 метров с погребальными камерами внутри.